Консультативный центр

Исследовательская компетентность и образ современного воспитателя дошкольного учреждения
Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.
Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его исследовательскую  профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.
Современному обществу требуются творческие, высокообразованные люди, способные нетрадиционно решать задачи деятельности. Основы творческой личности формируется с раннего возраста в том случае, если рядом с ребенком находится компетентный, увлеченный своим делом педагог.
Чтобы воспитать человека с развитой исследовательской активностью, самостоятельного и волевого, педагогу самому необходимо быть исследователем, творцом, новатором.
Исследовательская компетентность воспитателя представляет собой осуществление педагогической деятельности на высоком научно-профессиональном уровне.
Исследовательская компетентность - интегральное личностное качество, выражающееся в осознанной готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на усвоенной совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности.
 Исследовательская компетентность, по мнению многих педагогов (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Я.В. Кривенко, С.И. Осипова, А.А. Ушаков, Е.В. Феськова, А.В. Хуторской др.) относится к числу ключевых.  В подтверждение правильности своей позиции они приводят следующие аргументы. Исследовательская компетентность формируется на базе врожденного качества всякого живого существа (в том числе и человека), называемого исследовательским поведением (С.М. Бондаренко, А.Н. Поддъяков, В.С. Ротенберг, А.И. Савенков и др.), а также целого комплекса элементов, входящих в состав различных ключевых образовательных компетентностей.
   Исследовательская компетентность имеет сложную структурную конструкцию:
Когнитивный, или профессионально-личностный компонент – высокий уровень интеллектуальных способностей, творческий подход к восприятию  и  научной информации, выбор определенной научной позиции и т.д.
Деятельностный  компонент, поскольку он содержит совокупность таких специальных качеств, как умение формулировать проблему, организовать исследовательский процесс, создавать проекты, осуществлять и рефлексировать результаты научного поиска.
Коммуникативный компонент – умение четко и ясно формулировать свои мысли, доказывать выбор собственной позиции, уметь входить в контакт с детьми и другими участниками проводимого исследования, владеть умениями публичного выступления и т.д.
Четыре направления исследовательской компетенции педагога:
- узко специальная компетентность: повышение профессионального уровня в рамках своей специальности, т.е. воспитателя в дошкольных учреждениях.
Круг единомышленников сформировался на портале «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/detskiy-sad/), «Воспитатель» (http://vospitatel.com.ua/), «Всё для детского сада» (http://www.ivalex.vistcom.ru/ /). Общение на форумах этих порталов помогут нам найти ответы на вопросы: какие современные технологии применяются на производстве? Новые открытия, современные материалы? Что обсуждаемо?
- методическая компетентность: Как совершенствуется наша методика воспитания и обучения дошкольников: что удается?  Над чем стоит поработать? Какие приемы, методы и техники, применяемые тобою, способствуют повышению качества знаний дошкольников?
  Ответить педагогам на эти вопросы помогает посещение городских методических объединений
- социально-психологическая компетентность: проследи свое совершенствование как педагога: насколько профессионален твой язык?
  Для решения каких-либо педагогических проблем с успехом служат некоторые психологические приемы, знание которых помогает педагогу быть более компетентным и эффективным в своей деятельности. Воспитатель или учитель, обладающий багажом психологических знаний, использует их для понимания, истолкования и отображения различных педагогических ситуаций, мотивов поведения воспитанника, его состояния и т.п. А итоги педагогической деятельности исследуются с использованием психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).
  Профессиональное выполнение своих обязанностей требует от педагога умения объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, обладать такими качествами, как саморегуляция, коммуникативность, способность самооценки.
Для воспитателя детского сада очень важно уметь устанавливать контакт со своими подопечными. В этом смысле знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения способствуют лучшему пониманию педагогом своего воспитанника.
- Аутопсихологическая компетенстность: полезно создавать собственный образно-обобщенный портрет по окончании каждого учебного года.
 Аутопсихологические компетентности в профессионализме педагога различаются по следующим параметрам: коммуникативный самоконтроль, поведение в конфликте, выраженность эмпатии, субъективный контроль, стремление к сотрудничеству, способность к самоанализу и рефлексии, моделирование и прогнозирование, стратегическое развитие деятельности и акмеологическая поддержка. Отсюда вытекает «зрелость» личности педагога, которая определяет уровень развития его аутопсихологической компетентности, то есть акмеологическое развитие. Аутопсихологическая компетентность личности педагога обеспечивает не только самоопределение о собственных слабых и сильных сторонах, но и помогает выстраивать стратегические пути продвижения вперед к поставленной цели, тем самым преодолевая свои недостатки и развивая собственное «Я». Аутопсихологическая компетентность позволяет активизировать внутренний потенциал субъекта педагога, вследствие чего формируется индивидуальный стиль профессиональной педагогической деятельности, развивается креативный подход в суждениях, стремление к стратегическому развитию и стремлению карьерного продвижения. Поэтому, одним из важнейших психологических условий активизации деятельности педагога, является его аутопсихологическая компетентность.
Исследовательская компетентность педагога может быть успешно сформирована, если:
- образовательный процесс осуществляется с учетом государственной, региональной и национальной политики современности;
- личностный и образовательный потенциал педагога  реализуется в индивидуальном режиме как результат целенаправленного саморазвития;
- раскрытие и развитие личностного и научно-творческого потенциала педагога обеспечивается созданием соответствующего индивидуального образовательного пространства;
- процесс творческого научно-познавательного саморазвития педагога рассматривается как специально организуемый научно обоснованный технологический процесс.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОО. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.
Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.
 
Полякова А.А.,
воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар
«Центр – детский сад №23 «Вишенка»





Акмеологическая компетентность педагога
как условие реализации ФГОС ДО

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. В настоящее время существуют разные подходы к определению профессиональной компетентности. По мнению В. Н. Введенского, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широким его содержанием, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессиональная готовность», «квалификация», «профессионализм», «педагогическое мастерство», «профессиональная культура», «компетенция».
Гершунский Б. С. определяет профессиональную компетентность как функциональную грамотность, которая востребуется и актуализируется на собственно профессиональном уровне.
В своей работе А. В. Хуторской рассматривает компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования меняет требования и к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений. Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об источниках и механизмах развития детей дошкольного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума. Развивающаяся стратегия инновационной деятельности в дошкольном образовании требует не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.
Так воспитателям дошкольных организаций на этапе реализации ФГОС дошкольного образования необходимо творчески осмыслить содержание образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. Это напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.
Таким образом, готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога. Акмеологическая компетентность лежит в основе профессионального стандарта педагога. В своих исследованиях Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С. рассматривают акмеологическую компетентность личности педагога как «интегративную характеристику личности, которая обладает комплексом профессионально значимых для педагога качеств, имеет высокий уровень теоретической и научно-практической подготовленности к творческой педагогической деятельности, способной эффективно взаимодействовать с воспитанниками в педагогическом процессе на основе использования современных технологий» и связывают её с акмеологической компетенцией.
Педагог, владеющий акмеологической компетентностью должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются:
− аналитические способности;
− умение определять цели и задачи своей деятельности;
− планировать методическую работу;
− умение формулировать прогнозируемые результаты;
− корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы педагогу-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования. С точки зрения структурного анализа, Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С., выделяют основные компоненты акмеологической компетентности в профессионально-педагогической деятельности: мотивационный, инструментально-операциональный, перцептивно-регулятивный, рефлексивно-оценочный.

Функции компонентов

Наполненность компонента
Мотивационный компонент

Энергетическая функция. Отношение педагога к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность)
Личностный смысл получения знаний; развитость целеполагания, структура профессиональной мотивации; степень готовности реализовать полученные знания и умения в педагогической деятельности


Инструментально-операциональный  компонент
Информационная функция. Интеллектуальные качества личности, синтез знаний, умений, навыков, психофизические свойства

Уровень развитости планирования, уровень знаний, мышления (категориальность, беглость, оригинальность, оперативность), произвольность когнитивных процессов, адаптивные свойства личности

Перцептивно-регулятивный компонент

Хронологическая функция. Удовлетворенность организационно-педагогическими условиями работы, ее содержанием, соответствием содержания и организации работы в целом профессиональным потребностям и интересам педагога
Развитость эмоционального интеллекта, развитость эмпатии, коммуникативных способностей, позитивность мышления


Рефлексивно-оценочный компонент

Пространственная функция. Уровень развития профессиональных компетенций педагога, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе профессиональной деятельности; уровень самосознания, самореализации и самосовершенствования
Самоанализ, самооценка, оценка объема умений, полнота их профессионального свойства и интегративность, динамика развития компетенций; актуализация знаний при решении познавательных и практических задач; применение знаний в новых ситуациях

Для того, чтобы уровень акмеологической компетентности повысился необходимо педагогам, находящимся на обязательном уровне, помочь в составлении перспективного плана в соответствии с темой самообразования, направить воспитателей на курсы повышения квалификации. Одним из эффективных методов работы с педагогическими кадрами по самосовершенствованию будет создание «Методических копилок», где могут храниться разнообразные материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.). Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.
Обучение педагога и оказание ему методической помощи — один из важных способов мотивации к саморазвитию. Однако необходимо использовать и другие пути стимулирования.
Наиболее эффективными и продуктивными мы считаем следующие:
− участие педагога в мастер-классах на уровне округа, города, края;
− содействие в разработке авторских программ;
− участие в научно-практических конференциях и семинарах работников образования;
− содействие в обобщении опыта, в подготовке собственных публикаций;
− рекомендации для прохождения аттестации на более высокую квалификационную категорию.
Каждый педагог занимает определенную позицию среди коллег своего образовательного учреждения. Позиционировать себя в дошкольном учреждении педагогу помогут следующие разделы: «Данные о педагоге» — визитная карточка, «Рейтинг педагога» — среди воспитателей дошкольной организации.
Таким образом, система методических мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов позволяет сформировать активную позицию специалиста — носителя мыслительной деятельности, расширить его профессиональные интересы, способствовать развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, самостоятельности и взаимодоверия.
В заключении хочется отметить, что акмеологическая компетентность — это результат индивидуального саморазвития, самосовершенствования педагога, его творческий путь.

Г.В. Панкова, сетевой тьютор  
МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 23»
















1 комментарий:

  1. Работая над формированием профессиональной компетентности педагога в рамках МИП педагоги нашего ДОО пришли к выводу, что исследовательская компетентность педагога дошкольной организации и ее развитие продиктовано требованиями времени. Это обязательное качество СОВРЕМЕННОГО педагога, работающего в современных условиях, с современными детьми и их родителями. А как вы считаете, коллеги?

    ОтветитьУдалить